Главная » 2011 » Ноябрь » 24 » Цели -обучения - УУД. Проблемно-мыслительные ситуации.
07:08
Цели -обучения - УУД. Проблемно-мыслительные ситуации.

Проблемные мыслительные ситуации

Что такое мышление? Что такое логическое мышление? Мышление — это процесс решения задач, направленный на получение новых знаний. Там, где нет необходимости найти ответ, понять что-либо в результате мыслительной и практической деятельности, там нет и мышления. Условно выделяют три основных вида мышления, которые тесно связаны между собой:

Наглядно-действенное (предметно-действенное) мышление — процесс решения задач, в котором преобладают практические действия с реальными материальными предметами.

Наглядно-образное мышление — процесс решения задач, в котором преобладают действия с образами.

Абстрактно-логическое мышление — процесс решения задач, который осуществляется на основе готовых знаний, выраженных в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Государственным образовательным стандартом второго поколения в системе обобщенных личностно-ориентированных целей образования заявлено формирование универсальных учебных действий, как основы умения учиться. В сфере познавательных универсальных учебных действий предполагается, что "выпускники научатся воспринимать и анализировать информацию, использовать знаково-символические средства, овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач".

Другими словами, познавательные учебные действия — это все три вида мышления.

Остановимся подробнее на абстрактно-логическом мышлении, так как именно его развитие является как наиболее важной, так и наиболее трудной задачей современного учителя.

Сначала определимся с понятиями:

Логическое мышление осуществляется на основе готовых знаний, выраженных в понятиях, суждениях и умозаключениях

Логичное мышление — основано на умениях анализировать и отделять существенное от несущественного, сравнивать и обобщать, убедительно доказывать и отстаивать свою точку зрения.

Логичное мышление  =  Логическое мышление соблюдение законов логики


К сожалению, изучение логики, как отдельного предмета, не предусмотрено в программах общего образования. Предполагается, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. А в результате — трудности с соблюдением законов логики, а то и полное их незнание — довольно широко распространенное явление не только среди учеников, но и среди взрослых.

Перечислим характерные проблемные мыслительные ситуации, с которыми связана основная масса затруднений в учебе и разделы логики, изучение которых не только помогает преодолеть эти затруднения, но и способствует развитию системного логического мышления

Проблемные мыслительные ситуации 

Раздел логики, изучение которого разрешает данную проблему

1. Затруднения в определении главного, основного, существенного в изучаемом материале

Понятие.

Классы понятий (общие и единичные, абстрактные и конкретные, абсолютные и относительные, положительные и отрицательные);

Признаки понятий (род, видовое отличие, вид, собственные и несобственные признаки);

Содержание и объем понятий (ограничение и обобщение).

2. Затруднение в определении основания для сравнения

Логические категории (вещи, свойства, отношения);

Отношения между понятиями (подчиненные, соподчиненные, равнозначные, противоположные, противоречащие, скрещивающиеся)

3. Затруднение в определении понятий

Определение понятий и приемы, его заменяющие (указание, описание, характеристика, сравнение, различение);

Правила определения (типичные ошибки).

4. Затруднение в работе с классификацией

Деление понятий (основание деления, правила деления);

Классификация.

5. Затруднение в определении причин и следствий Суждения (виды суждений: общеутвердительные, частноутвердительные, общеотрицательные, частноотрицательные).
6. Недостаточная доказательность рассуждений Умозаключения (непосредственные, индуктивные и дедуктивные умозаключения, логический квадрат, силлогизмы).

 



Категория: Учителю на заметку | Просмотров: 719 | Добавил: NikitinaNB | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]