Главная » Файлы » Мои файлы

О методике оценки уровня квалификации педагогических работников
[ Скачать с сервера (1.79Mb) ] 03.01.2011, 19:37
Введение
Чтобы быть хорошим учителем надо любить то,
 что преподаешь  и тех, кому преподаешь
В. Ключевский
 
Современная  ситуация  характеризуется  осознанием  высокой
значимости  не  просто  человеческого  ресурса,  а  эффективно  действующего
человека  для  планирования  и  осуществления  социально-экономических
изменений.  Развитие  системы  образования,  вынужденной    реагировать  на
вызовы  времени,  возможно    только  при  условии  высокой  компетентности
педагогических  работников.  Самые  замечательные  идеи  и  начинания  в
системе  образования  могут  быть  проиграны  из-за  отсутствия
профессионализма педагога.
Профессиональная  квалификация  является  интегральным
образованием,  включающим  в  себя  профессиональный  опыт,  мотивацию,
личностные  качества  и  другие  профессиональные  характеристики.  Она
непосредственно  влияет  на  качество  и  результативность  деятельности
работника,  обеспечивает  готовность  и  способность  выполнения  различных
профессиональных задач.
Квалификационные  категории  предполагают,  прежде  всего,
дифференциацию уровня сложности и качества решения профессиональных
(функциональных)  задач,  стоящих  перед  работником.  Они  носят
иерархический характер. Соответствие занимаемой должности означает, что
педагог  способен  решать  основные  профессиональные  задачи  по  своей
должности  на  достаточном  уровне.  Первая  и  высшая  квалификационные
категории  предъявляют  более  высокие  требования  к    качеству  решения
профессиональных  задач.  Они  предполагают  более  высокий  уровень
квалификации педагога. 
Одним  из  важнейших  средств  оценки  и  развития  профессионализма
педагогических работников является аттестация.   В  соответствии  с
Порядком  аттестации  педагогических  работников  государственных  и
муниципальных  образовательных  учреждений  (Утвержден  приказом
Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от  24  марта 
  7
2010г. № 209; зарегистрирован в Минюсте России 26 апреля 2010 года). См.
Приложение  2)  аттестация  проводится  в  целях  подтверждения
соответствия  педагогических  работников  занимаемым  ими  должностям  на
основе  оценки  их  профессиональной  деятельности  или  установления
соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям,
предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).
Основными задачами аттестации являются:
•  стимулирование  целенаправленного,  непрерывного  повышения
уровня  квалификации  педагогических  работников,  их
методологической  культуры,  личностного  профессионального
роста, использования ими современных педагогических технологий; 
•  повышение эффективности и качества педагогического труда;
•  выявление перспектив использования потенциальных возможностей
педагогических работников; 
•  учет  требований  федеральных  государственных  образовательных
стандартов  к  кадровым  условиям  реализации  образовательных
программ  при  формировании  кадрового  состава  образовательных
учреждений;
•  определение  необходимости  повышения  квалификации
педагогических работников;
•  обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических
работников.
Таким  образом,  можно  сказать,  что  аттестация  имеет  два  ключевых
назначения:
1.  Оценка  уровня  квалификации  педагога  для  установления
соответствия  требованиям  занимаемой  должности    и  требованиям,
предъявляемым  к  квалификационным  категориям  (первой  или  высшей)  на
основе анализа их профессиональной деятельности.
2.  Стимулирование  целенаправленного  повышения  уровня
квалификации  педагогических  работников,  повышение  эффективности  и
качества педагогического труда. 
  8
Оценка  уровня  квалификации  требует  наличия  достаточно  ясных
критериев  и  показателей  различных  уровней  квалификации.
Стимулированию  целенаправленного  повышения  квалификации
педагогических  работников  способствует  анализ  и  самоанализ
педагогической  деятельности,  позволяющий  ответить  на  следующие
вопросы:    «За  счет  чего  достигнуты  (или  не  достигнуты)  запланированные 
результаты педагогической деятельности? Какие задачи и как решались для
достижения  данных  результатов?  Какие  компетентности  педагога  требуют
дальнейшего совершенствования?» и др.
Проведение  оценки    профессиональной  деятельности  в  процессе
аттестации предполагает, прежде всего,  анализ качества решения различных
функциональных  задач  аттестуемым  педагогом.  Поскольку  успешность
решения  соответствующих  функциональных  задач  определяется
компетентностью  педагога,  именно  компетентность  педагога  является
важнейшим элементом оценки (самооценки) в процессе аттестации.
В  рамках  разработанного  профессионального  стандарта
педагогической  деятельности  (опубликован  в  Вестнике  Минобразования  -
№7  за  2007  год)  под  компетентностью  понимается  новообразование
субъекта  деятельности,  формирующееся  в  процессе  профессиональной
подготовки,  представляющее  собой  системное  проявление  знаний,  умений,
способностей  и  личностных  качеств,  позволяющее  успешно  решать
функциональные  задачи,  составляющие  сущность  профессиональной
деятельности.
Профессиональный  стандарт  педагогической  деятельности  включает
компетенции, обеспечивающие успешное решение профессиональных задач
в    следующих  областях:  постановка  целей  и  задач  педагогической
деятельности;  мотивация  учебной  деятельности;  обеспечение
информационной основы педагогической деятельности; разработка программ
и принятия педагогических решений; организация учебной деятельности.
В  ходе  разработки  и  апробации  методики  определены  по  три
показателя  для  каждой  из  ключевых  компетенций,  в  совокупности
  9
обеспечивающих  успешность  реализации  педагогической  деятельности,  а
также    параметры  для    экспертной  оценки  и  самооценки  каждого  из
показателей.    Тем  самым  задана  четкая  деятельностно-ориентированная
критериальная  основа  для  проведения  аттестации  педагогических
работников.  Это  позволяет  преодолеть  субъективизм,  разноплановость    и
несопоставимость аттестационных оценок. 
Важно отметить, что при выделении показателей и параметров оценки
ключевых  компетенций  педагогической  деятельности  были  учтены
требования  к  педагогическим  работникам,  определенные  в  Едином
квалификационном справочнике должностей руководителей специалистов и
служащих. 
Проверка  взаимосвязей  выделенных  педагогических  компетенций  и
общего показателя успешности педагогической деятельности показала,  что
все компетенции связаны между собой системой прямых значимых связей и с
общим  показателем  успешности  педагогической  деятельности  на  высоком
уровне  достоверности.  Выявленные  закономерности  носят  устойчивый
характер,  что  свидетельствует  о  надежности  и  валидности  разработанной
методики оценки уровня квалификации педагогических работников. 
Предлагаемая  разработка  содержит  комплект  материалов,
позволяющих провести аттестацию на соответствие занимаемой должности и
соответствие требованиям первой и высшей квалификационных категорий:
•  описание  исходных  позиций  для  оценки  уровня  квалификации
педагога:  базовых  принципов,    профессионального  стандарта
педагогической  деятельности  и  педагогических  компетенций,
положенных в основу анализа (самоанализа) уровня квалификации
педагога;
•  способы    выявления  уровня  квалификации  педагогических
работников для установления соответствия занимаемой должности;
•  способы  выявления  уровня  квалификации  педагогических
работников  для  установления  соответствия  требованиям,
предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям;  
  10
•  рекомендации по определению соответствия занимаемой должности
и требованиям квалификационных категорий (первой и высшей);
•  ответы  на  типичные  вопросы,  которые  возникают  в  процессе
аттестации.
Методика  была  предметом  обсуждения  на  семинарах  для
управленческого персонала и специалистов системы образования. Участники
семинаров  указали  на  определенные  преимущества  методики:  она
теоретически  обоснована,  содержит  понятную  критериальную  систему
оценивания,  технологична,  рациональна,  позволяет  сравнить  самооценку
педагога  с  оценкой  экспертов,  стимулирует  на  повышение  квалификации,
дает  возможность  структурировать  педагогическую  деятельность
аттестуемого, позволяет унифицировать деятельность экспертов.
Выражаем искреннюю благодарность педагогическим и руководящим
работникам,  представителям  экспертных  групп,  принявших  участие  в
апробации  методики  за  конструктивные  предложения  и  замечания  по  ее
доработке. 
Получить  консультации  по  реализации  методики,  в  том  числе  для
различных  категорий  педагогических  работников.
Категория: Мои файлы | Добавил: nikitina
Просмотров: 3419 | Загрузок: 487 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]