Методические рекомендации по организации игровых занятий, повышающих учебную мотивацию младших школьников - Методика - Каталог статей - Сайт Никитиной Натальи Борисовны
Воскресенье, 22.01.2017, 23:21
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Методика

Методические рекомендации по организации игровых занятий, повышающих учебную мотивацию младших школьников

Методические рекомендации

по организации игровых занятий, повышающих

учебную мотивацию младших школьников

В настоящее время существует множество разнообразных технологий и методик ведения развивающих занятий, повышающих учебно-познавательные мотивы младших школьников. В предлагаемой нами программе игровая мотивация, которая часто превалирует на занятиях в начальной школе, без особых затруднений перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованной стороной в развитии своих способностей, так как уже сейчас он может попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности.

Программа построена таким образом, что предоставляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей неоднократно. Одним из достоинств данной программы является то, что она имеет широкий адаптационный спектр в работе с учащимся разного возраста и уровня развития. Наличие основного каркаса в программе позволяет ведущему наполнить занятия содержимым из заданий, отвечающих требованиям конкретной группы учащихся. Более того, ведущий, использующий данную программу, не ограничен временными и тематическими рамками. На свое усмотрение он может либо растягивать тему на несколько занятий, либо ужимать ее, а также включать в занятия дополнительные темы, в которых рассматриваются другие вопросы и  развиваются другие способности

Цель программы – формирование учебно-познавательных мотивов у учащихся начальной школы, возможность испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации. Формирование целостного знания, потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.

Основной метод – метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Так как каждое  из занятий имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Структура  занятий:

·        Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).

·        Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение).

·        Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.

·        Самостоятельная оценка своих способностей (что не получилось и почему).

Что касается развивающих упражнений, набор заданий определяется той профессией, с которой знакомятся учащиеся на данном занятии.

Например, при рассмотрении профессии архитектора уделяется внимание развитию способностей, связанных с наблюдательностью, глазомером, пространственно-образным, творческим мышлением. Профессия следователя требует развития способностей, связанных с концентрацией и распределением внимания, зрительной и вербальной памятью, умением слушать, логическим мышлением. Для профессии водителя необходимо развитие способностей, связанных с концентрацией, переключением и объемом внимания, зрительной и моторной памятью, глазомером, пространственно-образным мышлением и т.д.

Ведущий сам определяет необходимый набор профессий, которые ему наилучшим образом помогут развивать определенные способности учащихся.

В  плане учителя занятия сгруппированы блоками по определенной тематике; например, первая тема: «Введение в мир профессий» содержит два занятия:

 

Занятие 1

Разминка

Задание на внимание (рис.1)

 

 

 

 

 

·         

 

 

 

 

Рис.1

В одной из клеток находится какой-либо предмет. Ведущий говорит, как он двигается, а учащиеся должны следить глазами за его передвижением и в конце сказать, в какой клетке он остановился.

 

Дискуссия

Для чего нужно быть внимательным в школе?

( Вывод: чтобы хорошо учиться.)

Для чего нужно хорошо учиться?

( Вывод: чтобы стать грамотным, образованным человеком, чтобы в будущем обеспечить себе возможность заниматься интересным, любимым делом.)

 

Работа в тетрадях

Напишите все, что вы знаете о профессии своих родителей, чем они, по вашему мнению, занимаются на работе.

   По окончании выполнения этого задания желающие могут зачитать то, что они написали и обсудить сходства и различия в занятиях родителей.

Игра « Азбука профессий»

Класс делится на три команды, и весь алфавит разбивается соответственно на три части. Команды должны за 5 минут записать у себя в тетрадях названия профессий на все выпавшие им буквы алфавита. Затем на предложенную ведущим букву сначала называет профессии команда, которой эта буква выпала. Если команда исчерпала свои возможности или не знает название профессии, то это право передается другим командам. За каждую названную профессию начисляется одно очко. В конце игры подсчитываются суммарные очки  и объявляется победитель. Ведущий тоже может зарабатывать очки путем добавления названий профессий на все предлагаемые им буквы алфавита.

 

Домашнее задание

Побеседовать с родителями об их профессиях, подробнее узнать о том, чем они занимаются на работе.

Весь материал Вы можете скачать на странице http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=2131



Источник: http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=2131
Категория: Методика | Добавил: nikitina (04.08.2010)
Просмотров: 2382 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1  
очень интересная методика, мне понравилась

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]