Главная » Статьи » Учителю на заметку

Примерная характеристика на ученика
Характеристика _______________, «__»_________ года рождения, (ф.и.о.) учащегося ___ класса школы №______
Цель выведения на ПМПК:________________________________________________
1. Общие сведения об учащемся - Посещал ли ребенок детский сад (в течение какого времени; указать № ДОУ); - Год поступления в школу; - Оставался ли на «осень», второй год (указать когда); - Был ли ранее на ПМПК (где, когда, какие были даны рекомендации по обучению ребенка; выполнялись ли данные рекомендации);
2. Семья ребенка - Состав семьи (ФИО родителей, образование); - Материальные условия жизни: заработок родителей, жилищные условия, обеспечение жизненных условий для ребенка (комната, уголок); - Взаимоотношения между членами семьи; отношение членов семьи к ребенку, кто занимается воспитанием ребенка (родители, бабушка; наличие отчима, мачехи). 3. Соматическое состояние ребенка - Физическое развитие; - Частота пропусков уроков по болезни.
4. Особенности познавательной деятельности ребенка а) Познавательные интересы, любознательность. б) Особенности внимания: - Как быстро включается в урок; - Легко ли привлекается внимание; - Как долго ребенок может заниматься одним видом деятельности; - Легко ли отвлекается (укажите основные причины отвлечения); в) Особенности восприятия и осмысливания: - Насколько легко понимает инструкцию (устную, письменную) к заданиям, нуждается ли в ее повторении; - Улавливает ли главное в воспринимаемом; - Понимает ли содержание картин, рассказов; - Умеет ли сравнивать предметы и понятия с целью выявления сходства и различия между ними; - Может ли обобщить материал, сделать выводы. г) Особенности памяти: - Быстрота и прочность запоминания; - Что лучше запоминает: цифры, факты, описания. д) Особенности речи: - Дефекты произношения; - Словарный запас; - Грамматический строй речи; - Умеет ли давать полные ответы на вопросы и связно рассказывать; - Нет ли болтливости, нецеленаправленности речи. е) Особенности учебной деятельности: - На каком этапе (восприятие, осмысление, запоминание, применение знаний на практике, самоконтроль) ребенок испытывает наибольшие трудности при усвоении нового материала; - Умеет ли планировать свою деятельность при самостоятельном выполнении задания; - В каком виде помощи нуждается при самостоятельном выполнении задания; - Как легко осваивает способы действия (например: сложение с переходом через десяток; правописание слов с безударными гласными в корне); - Может ли подбирать собственные примеры на изученное правило; - Эмоциональное отношение к результатам своей деятельности и оценке их учителем.
5. Особенности эмоционально-волевой сферы. - Преобладающее настроение ребенка, скорость смены настроения; - Наблюдаются ли в поведении вспышки агрессивности, плаксивости, упрямство, раздражительность, кривляние; - Способность к волевому усилию (в учебной, трудовой деятельности); - Как долго сохраняется работоспособность.
6. Особенности личности. Особенности общения со сверстниками и взрослыми. - Соблюдение правил поведения; - Наличие вредных привычек; - Имеются ли странности в поведении, в чем это проявляется; - Соблюдает ли дистанцию в общении со взрослыми; - Как проявляет себя в коллективной деятельности; - Каковы типичные способы решения личных проблем, конфликтов в общении со сверстниками. Успеваемость на момент обследования. По каким предметам ребенок не усваивает программу. Предполагаемые причины неуспеваемости учащегося. Какая помощь в связи с этим была оказана ребенку.
Дата
Печать
Подпись директора школы
Подпись учителя
 
 
 
Раздел 1. Общие сведения о ребенке. Анкетные данные. - Фамилия, имя. - Дата рождения. - Школа, класс.
- Специализация школы.
Сведения о состоянии здоровья. - Часто ли болеет (часто, средне, редко). - Хронические заболевания (какие).
 - Особенности функционирования нервной системы: быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим; быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений; стабилен в проявлении настроения; преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены; преобладает торможение.
Успеваемость. (отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)
Внешкольные занятия (систематические). - Занятия общественно полезным трудом (каким). - Занятия в художественной самодеятельности (какой). - Занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах. - Занятия спортом (каким). - Занятия организационной работой (какой).
Раздел 2. Проявление личностных качеств в поведении ребенка. Направленность интересов: - На учебную деятельность; - На трудовую деятельность; - На художественно - эстетическую деятельность; - На достижение в спорте, туризме; - На отношения между людьми. Отношения к делу:
 · Общественная активность. - Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем. - Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего времени. - Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет. - Редко принимает участие в общественных делах. - Отказывает участвовать в общественных делах.
 · Трудолюбие. - Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать её хорошо. - Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнять ее хорошо. Случаи противоположного характера редки. - Редко охотно берется за работу. - Чаще всего старается уклониться от любой работы. - Всегда уклоняется от выполнения любого дела.
· Ответственность. - Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело. - В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу. - Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело. - Очень редко выполняет порученное ему дело. - Никогда не доводит до конца порученные ему дела.
· Инициативность. - Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получать за это никого признания.- Довольно часто выступает зачинателем нового дела. - Редко сам начинает новое дело. - Почти никогда сам не начинает новое дело. - Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.
· Организованность. - Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её согласно плану. - В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу. - Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый её этап надо отчитываться. - Чаще не умеет правильно распределять свою работу во времени, тратит время зря.
· Любознательность. - Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры. - В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и культуры. - Редко стремиться узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний. - Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знании. - Равнодушен к всякого рода новым знаниям.
· Аккуратность. - Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда идет опрятно, подтянут - и за партой
и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок. - Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь т. п.) скорее по обязанности. - Не проявляет большого стремления к поддержанию порядки вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество. - Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек; вещей, не бережет общественное имущество, даже портит его. - Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество.
Отношение к людям: · Коллективизм. - Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь и поддержку. - Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам. - Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично. - Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает. - Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом: «Не лезь не в сое дело».
· Честность. Правдивость. - Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и
тогда, когда ему это невыгодно. - Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям и товарищам. - Часто говорит неправду ради собственной выгоды. - Почти всегда говорит неправду, если это ему выгодно. - Склонен всегда, говорить не правду.
· Справедливость. - Активно борется с тем, что считает несправедливым. - Не всегда борется с тем, что считает несправедливым. - Редко выступает против того, что считает несправедливым. - Не добивается справедливости. - Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости. · Бескорыстие. - В своих поступках всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям, а не собственной выгоде. - Почти всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям. - Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы, а не собственной выгоды. - В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды. - В поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.
 · Общительность. - Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими. - Как правило, с удовольствием общается с людьми. - Стремиться общаться с ограниченным кругом людей. - Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха. - Замкнут, необщителен.
· Чувство товарищества. - Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни. - Как правило, помогает товарищам. - Помогает товарищам, когда его просят. - Очень редко помогает товарищам; если его попросят, может отказать в помощи. - Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.
· Отзывчивость. - Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами. - Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными думами. - Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства других людей. - Почти не умеет сочувствовать другим. - Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживать» у него.
· Вежливость, тактичность. - Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям. - Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям. - Часто бывает, невежлив и нетактичен. - Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры. - Всегда резок, невыдержан как в общении со сверстниками, так и в общении со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.
Отношение к себе: · Скромность. - Никогда не выставляет на показ своих достоинств, заслуг. - Иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях, достоинствах. - Сам рассказывает товарищам обо всех своих действительных достижениях, достоинствах. - Часто хвастается еще не сделанным или тем в чем он принимает очень малое участие, к чему имеет мало отношения. - Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.
· Уверенность в себе - Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать. - Все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае действительной необходимости. - Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам. - Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться. - Постоянно, даже в простых делах, нуждается в ободрении и помощи других.
· Самокритичность. - Всегда со вниманием выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков. - В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам. - Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать. - К критическим замечаниям, советам относятся невнимательно, не старается исправить недостатки. - Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления. · Умение рассчитывать свои силы. - Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу» не слишком легкие и не слишком трудные. - Как правило, верно, соизмеряет свои силы и трудности задания. - Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела. - В большинстве случаев не умеет соизмерить свои силы и трудности дела. - Почти никогда не умеет правильно соизмерить свои силы и трудности задания, дела.
· Стремление к успеху, первенству. - Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т.п.), настойчиво этого
добивается. - Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой-либо одной области. - Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха. - Очень редко стремиться к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка». - Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности.
· Самоконтроль. - Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки. - Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки. - Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение». - Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя. - Постоянно поступает необдуманно, в расчете на «везение». Волевые качества личности
 · Смелость. - Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого. - В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого. - Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого. - В большинстве случаев отступает перед силой. - Всегда отступает перед силой, трусит.
· Решительность. - Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение. - В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение. - Иногда колеблется перед ответственным решением. - Редко решается принять какое - либо ответственное решение. - Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.
 · Настойчивость. - Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями. - Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные случаи редки. - Доводит до конца задуманное, лишь, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий. - Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями. - Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.
· Самообладание. - Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления. - Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны. - Порой не умеет справиться со своими эмоциями. - Часто не может подавить нежелательные эмоции. - Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее. Положение ребенка в детском коллективе.
· Авторитет в классе. - Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают,
считаются с его мнением, доверяют ответственные дела. - Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников. - Пользуется авторитетом только у части одноклассников (у какой - то группировки, только среди мальчиков или среди девочек и т.д.) - Пользуется авторитетом у остальных учащихся. - В классе авторитетом не пользуется,
· Симпатия. - Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки. - В классе ребята относятся к нему с симпатией. - Пользуется симпатией только у части одноклассников. - Пользуется симпатией у отдельных ребят. - В классе его не любят.
· Авторитет во внешкольных объединениях. - Является признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении (спортивная школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания). - Пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения (спортивная школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания) - Пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений (в спортивно школе, клубе) - Является членом какого-либо внешкольного объединения. Но авторитетом там не пользуется (спортивная школа, клуб). - Не является членом никакого внешкольного объединения.
Особенности психических процессов и эмоций.
Внимание. - Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает. - Достаточно внимательно слушает объяснение учителя. Отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности. - Не всегда внимательно слушает объяснения учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке. - Слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему интересно. Часта отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их. - Как правило, медленно и с трудом сосредотачивает свое внимание на уроке, мало, что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке. Память. - При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко. - При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, что понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом. - Материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно I -2 раза посмотреть на него. Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала. - При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но
смысл излагает точно. - Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки. Мышление. - Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения. - Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения. - Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений, не предлагает. - В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач. - Понимает материалы только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны».
Эмоциональная реактивность. -Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез, взволновать рассказ, кинофильм. - Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может взволновать глубоко. - Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события. - Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.
 Общий эмоциональный тонус. - Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается,
берется за все дела. - Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни. - Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни. - В сравнении с товарищами менее активен и оживлен. - Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьном жизни, несмотря на то, что здоров.
Эмоциональная уравновешенность. - Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек. - Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки. - Эмоционально уравновешен. - Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям. - Вспыльчив, часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу.
Категория: Учителю на заметку | Добавил: NikitinaNB (08.07.2011)
Просмотров: 110315 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.0/19
Всего комментариев: 4
4  
Огромное спасибо.

3  
Ваша схема характеристики находится у меня в закладках.Очень для нас удобна. Огромное спасибо

2  
Здравствуйте,Наталья Борисовна! Большое спасибо! Действительно удобная схема для написания характеристик! Всего ВАМ наилучшего в вашей работе!

1  
Здравствуйте. Огромное спасибо за схему характеристики. Очень подробная, удобная для написания.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]