Главная » Статьи » Учителю на заметку |
Примерная характеристика на ученика
Характеристика _______________, «__»_________ года рождения, (ф.и.о.) учащегося ___ класса школы №______
Цель выведения на ПМПК:________________________________________________
1. Общие сведения об учащемся - Посещал ли ребенок детский сад (в
течение какого времени; указать № ДОУ); - Год поступления в школу; -
Оставался ли на «осень», второй год (указать когда); - Был ли ранее на
ПМПК (где, когда, какие были даны рекомендации по обучению ребенка;
выполнялись ли данные рекомендации); 2. Семья ребенка - Состав семьи (ФИО родителей, образование); -
Материальные условия жизни: заработок родителей, жилищные условия,
обеспечение жизненных условий для ребенка (комната, уголок); -
Взаимоотношения между членами семьи; отношение членов семьи к ребенку,
кто занимается воспитанием ребенка (родители, бабушка; наличие отчима,
мачехи). 3. Соматическое состояние ребенка - Физическое развитие; -
Частота пропусков уроков по болезни.
4. Особенности познавательной деятельности ребенка а)
Познавательные интересы, любознательность. б) Особенности внимания: -
Как быстро включается в урок; - Легко ли привлекается внимание; - Как
долго ребенок может заниматься одним видом деятельности; - Легко ли
отвлекается (укажите основные причины отвлечения); в) Особенности
восприятия и осмысливания: - Насколько легко понимает инструкцию
(устную, письменную) к заданиям, нуждается ли в ее повторении; -
Улавливает ли главное в воспринимаемом; - Понимает ли содержание картин,
рассказов; - Умеет ли сравнивать предметы и понятия с целью выявления
сходства и различия между ними; - Может ли обобщить материал, сделать
выводы. г) Особенности памяти: - Быстрота и прочность запоминания; - Что
лучше запоминает: цифры, факты, описания. д) Особенности речи: -
Дефекты произношения; - Словарный запас; - Грамматический строй речи; -
Умеет ли давать полные ответы на вопросы и связно рассказывать; - Нет ли
болтливости, нецеленаправленности речи. е) Особенности учебной
деятельности: - На каком этапе (восприятие, осмысление, запоминание,
применение знаний на практике, самоконтроль) ребенок испытывает
наибольшие трудности при усвоении нового материала; - Умеет ли
планировать свою деятельность при самостоятельном выполнении задания; - В
каком виде помощи нуждается при самостоятельном выполнении задания; -
Как легко осваивает способы действия (например: сложение с переходом
через десяток; правописание слов с безударными гласными в корне); -
Может ли подбирать собственные примеры на изученное правило; -
Эмоциональное отношение к результатам своей деятельности и оценке их
учителем.
5. Особенности эмоционально-волевой сферы. - Преобладающее
настроение ребенка, скорость смены настроения; - Наблюдаются ли в
поведении вспышки агрессивности, плаксивости, упрямство,
раздражительность, кривляние; - Способность к волевому усилию (в
учебной, трудовой деятельности); - Как долго сохраняется
работоспособность.
6. Особенности личности. Особенности общения со сверстниками и
взрослыми. - Соблюдение правил поведения; - Наличие вредных привычек; -
Имеются ли странности в поведении, в чем это проявляется; - Соблюдает ли
дистанцию в общении со взрослыми; - Как проявляет себя в коллективной
деятельности; - Каковы типичные способы решения личных проблем,
конфликтов в общении со сверстниками. Успеваемость на момент
обследования. По каким предметам ребенок не усваивает программу.
Предполагаемые причины неуспеваемости учащегося. Какая помощь в связи с
этим была оказана ребенку.
Дата
Печать
Подпись директора школы
Подпись учителя
Раздел 1. Общие сведения о ребенке. Анкетные данные. - Фамилия, имя. - Дата рождения. - Школа, класс.
- Специализация школы.
Сведения о состоянии здоровья. - Часто ли болеет (часто, средне, редко). - Хронические заболевания (какие).
- Особенности функционирования нервной системы: быстро утомляется;
утомляется после длительной нагрузки; неутомим; быстро переходит от
радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений;
стабилен в проявлении настроения; преобладает возбуждение; возбуждение и
торможение уравновешены; преобладает торможение.
Успеваемость. (отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)
Внешкольные занятия (систематические). - Занятия общественно
полезным трудом (каким). - Занятия в художественной самодеятельности
(какой). - Занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах. - Занятия
спортом (каким). - Занятия организационной работой (какой).
Раздел 2. Проявление личностных качеств в поведении ребенка.
Направленность интересов: - На учебную деятельность; - На трудовую
деятельность; - На художественно - эстетическую деятельность; - На
достижение в спорте, туризме; - На отношения между людьми. Отношения к
делу:
· Общественная активность. - Активно участвует во всех
общественных делах, не считаясь с собственным временем. - Принимает
активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это
своего времени. - Не проявляет активности в общественной жизни, но
поручения выполняет. - Редко принимает участие в общественных делах. -
Отказывает участвовать в общественных делах.
· Трудолюбие. - Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет
работу сам и старается сделать её хорошо. - Как правило, охотно берется
за работу, стараясь выполнять ее хорошо. Случаи противоположного
характера редки. - Редко охотно берется за работу. - Чаще всего
старается уклониться от любой работы. - Всегда уклоняется от выполнения
любого дела.
· Ответственность. - Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет
любое порученное ему дело. - В большинстве случаев хорошо и в срок
выполняет порученную ему работу. - Часто не выполняет в срок (или
выполняет плохо) порученное ему дело. - Очень редко выполняет порученное
ему дело. - Никогда не доводит до конца порученные ему дела.
· Инициативность. - Выступает зачинателем многих дел, не стремясь
получать за это никого признания.- Довольно часто выступает зачинателем
нового дела. - Редко сам начинает новое дело. - Почти никогда сам не
начинает новое дело. - Никогда не выступает зачинателем какого-либо
дела.
· Организованность. - Всегда правильно распределяет свою работу во
времени и выполняет её согласно плану. - В большинстве случаев правильно
распределяет и в срок выполняет свою работу. - Умеет правильно
распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый её
этап надо отчитываться. - Чаще не умеет правильно распределять свою
работу во времени, тратит время зря.
· Любознательность. - Постоянно активно узнает что-то новое в
разных областях науки и культуры. - В большинстве случаев заинтересован в
получении новых знаний из разных областей науки и культуры. - Редко
стремиться узнать что-то новое; как правило, интересуется одной
ограниченной областью знаний. - Как правило, не проявляет
заинтересованности в приобретении новых знании. - Равнодушен к всякого
рода новым знаниям.
· Аккуратность. - Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда идет опрятно, подтянут - и за партой
и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок. - Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь т. п.) скорее по обязанности. - Не проявляет большого стремления к поддержанию порядки вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество. - Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек; вещей, не бережет общественное имущество, даже портит его. - Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество. Отношение к людям: · Коллективизм. - Всегда проявляет заботу по
отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь
и поддержку. - Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не
мешает его личным планам и делам. - Нередко проявляет равнодушие к
чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично. - Как правило,
равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает. -
Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет
под девизом: «Не лезь не в сое дело».
· Честность. Правдивость. - Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и
тогда, когда ему это невыгодно. - Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям и товарищам. - Часто говорит неправду ради собственной выгоды. - Почти всегда говорит неправду, если это ему выгодно. - Склонен всегда, говорить не правду. · Справедливость. - Активно борется с тем, что считает
несправедливым. - Не всегда борется с тем, что считает несправедливым. -
Редко выступает против того, что считает несправедливым. - Не
добивается справедливости. - Совершенно равнодушен к проявлениям
несправедливости. · Бескорыстие. - В своих поступках всегда
руководствуется соображением пользы делу или другим людям, а не
собственной выгоде. - Почти всегда руководствуется соображением пользы
делу или другим людям. - Редко руководствуется в своих поступках
соображениями пользы, а не собственной выгоды. - В поступках часто
руководствуется соображениями собственной выгоды. - В поступках всегда
руководствуется соображениями собственной выгоды.
· Общительность. - Всегда охотно вступает в контакт с людьми,
любит работать и отдыхать с другими. - Как правило, с удовольствием
общается с людьми. - Стремиться общаться с ограниченным кругом людей. -
Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха. - Замкнут,
необщителен.
· Чувство товарищества. - Всегда помогает товарищам в трудной
работе и в тяжелые минуты жизни. - Как правило, помогает товарищам. -
Помогает товарищам, когда его просят. - Очень редко помогает товарищам;
если его попросят, может отказать в помощи. - Никогда не помогает
товарищам в работе, в трудные минуты жизни.
· Отзывчивость. - Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся
с ним своими заботами. - Искренне сочувствует другим, если не слишком
поглощен собственными думами. - Поглощен собственными чувствами
настолько, что это мешает ему разделить чувства других людей. - Почти не
умеет сочувствовать другим. - Совершенно не умеет сочувствовать другим,
товарищи не любят «одалживать» у него.
· Вежливость, тактичность. - Все его поступки и слова
свидетельствуют об уважении к другим людям. - Почти всегда проявляет
должное уважение к другим людям. - Часто бывает, невежлив и нетактичен. -
Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры. - Всегда резок,
невыдержан как в общении со сверстниками, так и в общении со старшими. В
ссоре оскорбляет других, грубит.
Отношение к себе: · Скромность. - Никогда не выставляет на показ
своих достоинств, заслуг. - Иногда по просьбе товарищей рассказывает о
своих действительных достижениях, достоинствах. - Сам рассказывает
товарищам обо всех своих действительных достижениях, достоинствах. -
Часто хвастается еще не сделанным или тем в чем он принимает очень малое
участие, к чему имеет мало отношения. - Хвастается даже незначительными
достижениями, преувеличенными достоинствами.
· Уверенность в себе - Никогда не советуется с другими, не ищет
помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать. - Все задания,
поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в
случае действительной необходимости. - Порой, выполняя трудную задачу,
обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам. - Часто при
выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если
сам может справиться. - Постоянно, даже в простых делах, нуждается в
ободрении и помощи других.
· Самокритичность. - Всегда со вниманием выслушивает справедливую
критику, настойчив в исправлении собственных недостатков. - В
большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику,
прислушивается к добрым советам. - Порой прислушивается к справедливым
замечаниям, старается их учитывать. - К критическим замечаниям, советам
относятся невнимательно, не старается исправить недостатки. - Отвергает
любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не
делает для их исправления. · Умение рассчитывать свои силы. - Всегда
трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу» не
слишком легкие и не слишком трудные. - Как правило, верно, соизмеряет
свои силы и трудности задания. - Иногда бывают случаи, когда ученик
плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела. - В большинстве
случаев не умеет соизмерить свои силы и трудности дела. - Почти никогда
не умеет правильно соизмерить свои силы и трудности задания, дела.
· Стремление к успеху, первенству. - Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т.п.), настойчиво этого
добивается. - Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой-либо одной области. - Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха. - Очень редко стремиться к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка». - Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности. · Самоконтроль. - Всегда тщательно взвешивает свои слова и
поступки. - Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки. -
Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение». - Почти
всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.
- Постоянно поступает необдуманно, в расчете на «везение». Волевые
качества личности
· Смелость. - Всегда вступает в борьбу, даже если противник
сильнее его самого. - В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если
противник сильнее его самого. - Не всегда может заставить себя вступить
в борьбу с противником сильнее его самого. - В большинстве случаев
отступает перед силой. - Всегда отступает перед силой, трусит.
· Решительность. - Всегда самостоятельно, без колебаний принимает
ответственное решение. - В большинстве случаев без колебаний принимает
ответственное решение. - Иногда колеблется перед ответственным решением.
- Редко решается принять какое - либо ответственное решение. - Не в
состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.
· Настойчивость. - Всегда добивается выполнения намеченного, даже
если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями. - Как
правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются
трудности. Противоположные случаи редки. - Доводит до конца задуманное,
лишь, если трудности его выполнения незначительны или требуют
кратковременных усилий. - Очень редко доводит до конца задуманное, даже
если сталкивается с незначительными трудностями. - Столкнувшись с
трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.
· Самообладание. - Всегда умеет подавить нежелательные
эмоциональные проявления. - Как правило, умеет справиться со своими
эмоциями. Случаи противоположного характера единичны. - Порой не умеет
справиться со своими эмоциями. - Часто не может подавить нежелательные
эмоции. - Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние
растерянности, подавленности и прочее. Положение ребенка в детском
коллективе.
· Авторитет в классе. - Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают,
считаются с его мнением, доверяют ответственные дела. - Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников. - Пользуется авторитетом только у части одноклассников (у какой - то группировки, только среди мальчиков или среди девочек и т.д.) - Пользуется авторитетом у остальных учащихся. - В классе авторитетом не пользуется, · Симпатия. - Является любимцем класса, ему прощаются отдельные
недостатки. - В классе ребята относятся к нему с симпатией. - Пользуется
симпатией только у части одноклассников. - Пользуется симпатией у
отдельных ребят. - В классе его не любят.
· Авторитет во внешкольных объединениях. - Является признанным
авторитетом в каком-либо внешкольном объединении (спортивная школа,
музыкальная школа, клуб, дворовая компания). - Пользуется авторитетом у
большинства ребят какого-либо внешкольного объединения (спортивная
школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания) - Пользуется
авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений (в спортивно
школе, клубе) - Является членом какого-либо внешкольного объединения. Но
авторитетом там не пользуется (спортивная школа, клуб). - Не является
членом никакого внешкольного объединения.
Особенности психических процессов и эмоций.
Внимание. - Всегда
легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя.
Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не
делает. - Достаточно внимательно слушает объяснение учителя. Отвлекается
редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности. - Не всегда
внимательно слушает объяснения учителя. Периодически отвлекается, часто
делает ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке. -
Слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему интересно.
Часта отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при
проверке не всегда исправляет их. - Как правило, медленно и с трудом
сосредотачивает свое внимание на уроке, мало, что усваивает из
объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по
невнимательности и не замечает их при проверке. Память.
- При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и
материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко. -
При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался,
что понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с
трудом. - Материал, требующий механического заучивания, усваивает очень
легко, достаточно I -2 раза посмотреть на него. Имеет привычку не
разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала. - При
заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по
форме, но
смысл излагает точно. - Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки. Мышление. - Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения. - Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения. - Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений, не предлагает. - В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач. - Понимает материалы только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны». Эмоциональная реактивность.
-Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его
может глубоко, до слез, взволновать рассказ, кинофильм. - Обычно
эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может
взволновать глубоко. - Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на
события. - Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.
Общий эмоциональный тонус. - Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается,
берется за все дела. - Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни. - Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни. - В сравнении с товарищами менее активен и оживлен. - Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьном жизни, несмотря на то, что здоров. Эмоциональная уравновешенность.
- Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек. -
Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки. - Эмоционально
уравновешен. - Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным
эмоциональным проявлениям. - Вспыльчив, часты сильные эмоциональные
вспышки по незначительному поводу. | |
Просмотров: 116241 | Комментарии: 4 | |
Всего комментариев: 4 | |||||
| |||||