ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
Карта развития: ученик прокладывает маршруты вместе с учителем
По ней отмечаются успехи и недостатки, выстраивается план действий и отслеживается его выполнение
Введение стандартов нового поколения так или
иначе изменит работу каждого учителя. Впрочем, многие уже сейчас
поговаривают о том, что можно с успехом применять давно наработанные
стереотипы. Ничего особенно не меняя, сохранить прежние формы и
содержание, сменив лишь словесную обертку.
Если так, то хороший замысел в очередной раз превратится в?имитацию.
Избежать такого развития событий нелегко, тем более что учителя
оставлены практически наедине с ситуацией, лишены должной поддержки. На
них свалились длинные списки требований, что они должны сделать, а как –
непонятно.
Вот и хватаются педагоги за накопленный годами опыт. Так,?обманчиво
знакомым кажется раздел ФГОСов, описывающий личностные результаты. «Да
это же воспитание, говоря
по-старому»,?– облегченно вздыхают учителя. Они и тридцать лет назад
план урока предваряли триединой задачей, в которой числилось что-нибудь
воспитательное. А теперь вместо коммунистических идеалов нужно писать
про идентичность, толерантность и адаптацию? Однако в стандарте недаром
говорится про новый подход к образованию. Что это означает в случае
с?воспитанием и развитием ребенка? В поисках ответа на этот вопрос мы
обратились к опыту Новой гуманитарной школы (НГШ) – интервью
с ее директором Василием Богиным вы могли читать в прошлом номере «ПС».
План может быть только индивидуальным
В Новой гуманитарной школе никогда не планировали воспитательных и
развивающих задач «вообще». Здесь педагоги убеждены, что план развития
каждого ребенка может быть только индивидуальным. И уже двадцать лет
разрабатывают, обсуждают и дополняют список качеств и способностей,
которые считают нужным развивать у своих учеников. Список этот не
повторяет, конечно, все формулировки ФГОСов, но по сути, по духу очень
близок к ним и представляет собой основу для «Карты индивидуального
развития ребенка». Опираясь на нее, педагоги могут по каждому
направлению отмечать успехи и недостатки каждого ученика, выстраивать
план действий, а затем отслеживать его выполнение.
1. Мировоззрение. Восприятие окружающего мира и других людей.
Cамоопределение (готовность быть лидером/исполнителем,
деятелем/наблюдателем). Cамооценка (завышенная/заниженная).
2. «Этико-нравственные проблемы (наличие/отсутствие ценностей и
норм, которые уже должны быть в данном возрасте; наличие/отсутствие
ценностей и норм, которые считаются неприемлемыми в НГШ;
готовность/неготовность осваивать принятые в НГШ нормы)».
3. Наличие нежелательных черт характера (трусости, нерешительности, хвастливости, завистливости, недоброжелательности и пр.).
4. Познавательный и деятельностный интерес (наличие/отсутствие
интереса к чему-либо; наличие/отсутствие интереса к тому, что необходимо
для обучения; наличие/отсутствие мотивации или ценностей, необходимых
для нее).
5. Здоровье. Физическое развитие (выносливость, сила, ловкость, координация).
6. Инициативность, энергичность, жизненная активность.
7. Уровень самоорганизации и самоконтроля; воля и упорство;
способность и готовность к целенаправленному действию.
Работоспособность, собранность, аккуратность.
8. Способность и готовность к организации деятельности с включением других людей.
9. Степень самостоятельности (как в деятельности, так и в мышлении).
Наличие/отсутствие соответствующей установки, умений и навыков.
10. Готовность осуществлять творческий подход/ установка на
репродукцию; critical thinking/безальтернативность (мышления, понимания,
восприятия).
11. Степень развития чувственно-эмоциональной сферы (способность
переживать собственно человеческие чувства; эмоциональная культура;
эмоциональная заторможенность или возбудимость).
12. Проблемы коммуникации с детьми (ровесниками, младшими и
старшими) – установка с ними отношений считаться/не считаться, степени
доброжелательности; уровня агрессии/тревожности; наличия/отсутствия
культурных норм общения, степени развития навыка общения. Проблемы
коммуникации со взрослыми (учителями, родителями) и их психологические и
феноменальные причины.
13. Kyльтура поведения (внешний вид, манеры, мимика, жестикуляция,
интонации и т.п.). Наличие/отсутствие культурных норм поведения.
14. Речь. Развитие речи – письменной и устной (лексика, синтаксис,
фонетика и логопедия, темп, интонирование, стилистика и культура речи,
фразеология; ориентация на речевые штампы или на точность передачи мысли
и чувства). Уровень владения риторическими умениями.
15. Память (оперативная и долговременная, зрительная, моторная,
слуховая). Восприятие (степень развития зрительного и слухового
восприятия; особенности восприятия устной и письменной информации).
16. Внимание (степень развития произвольного внимания; концентрация и распределение внимания).
17. Освоение учебного материала. Kакие внепредметные умения и
микроумения не освоены ребенком, что конкретно тормозит его развитие.
18. Понимание и интерпретация текстов (устных и письменных) – информативных, инструктивных и художественных.
19. Способность и готовность к рефлексии (сути, оснований и средств
своей и чужой деятельности, своего и чужого состояния и отношения),
степень ее развитости.
20. Особенности интеллекта (широта, гибкость и вариативность поиска,
скорость перебора, «дальность» связывания, количество одновременно
удерживаемых элементов/связей и т.п.).
21. Готовность и способность исследовать, конструировать, систематизировать.
22. Полная/неполная мыследеятельность – конкретные проблемы
(наличие/отсутствие категориального аппарата; необходимого опыта;
терминологии; связок между поясами). (О том, что такое полная и неполная
мыследеятельность, можно узнать здесь: http://school-1.ru/articles/Basic_categories_1.htm в статье «Схема мыследеятельности как средство выявления дефектных и неполноценных знаний учащихся».)
23. Способность и готовность делать что-то руками.
24. Эстетика. Способность видеть, ценить и переживать красоту;
наличие/отсутствие эстетических оснований в нормах собственной
деятельности.
25. Наличие или отсутствие каких-либо наклонностей и задатков
(интеллектуальных, творческих, организационно-деятельностных и т.п.).
Имея перед глазами список основных направлений развития, команды
педагогов работают с ним так, как им удобно. Чаще всего это таблицы.
Когда тьютор пишет характеристику, он тоже ориентируется на карту
развития. Иногда используется цвет шрифта или маркер для выделения
успехов и проблем.
Воспитан по собственному желанию
Тем, кто лишь сейчас начнет осваивать новый подход, будет проще –
направления работы перечислены в стандарте (хотя это спорный вопрос, что
легче – взять готовую схему или работать по своей, родившейся в
обсуждениях и выверенной на опыте). Но самое важное – алгоритм работы.
Сначала тьюторы фиксируют свои представления о том, как обстоят дела у
ученика по всем перечисленным направлениям. Эта диагностическая картина
обсуждается с учителями, работающими с ребенком. И (главное!) с ним
самим. По каждому пункту он письменно излагает свое отношение к мнению о
нем взрослых. Может согласиться, а может и возразить. Или, например,
признать существование у себя некоторого качества, которое взрослые
считают нежелательным, но сказать, что ему оно не мешает.
Потому что воспитывать человека против его воли невозможно. Он должен сначала захотеть в себе что-то изменить.
Вот как это может выглядеть. Педагоги отмечают на карте развития
одного из старшеклассников: «1. Олег (назовем его так) всячески
старается избежать роли лидера. 2. Олег может быть хорошим исполнителем.
3. У Олега несколько занижена самооценка, отсюда его стремление
избежать публичности». Эти высказывания педагогов в следующей колонке
таблицы комментирует сам юноша: «1. Согласен. Я не люблю организовывать
людей, которые этого не хотят. Но в случае необходимости я мог бы быть
лидером. 2. Согласен. 3. Не согласен. Избегаю выступать перед большим
количеством народа просто потому, что мне это не нравится».
Иногда ребенок получает табличку без диагностики взрослых и пишет о
своих сильных и слабых сторонах самостоятельно. Здесь нет жесткого
алгоритма. Педагоги чаще всего на основании интуиции (или коллегиально)
выбирают тот или иной вариант. Главное, чтобы в итоге по всем
направлениям было отображено мнение самого ученика и работающих с ним
взрослых.
И только после этого ребенок с помощью тьюторов и своих родителей
(родители больше привлекаются в младших классах, в старших они часто не
могут помочь) намечает, что и в какой последовательности он собирается
делать с теми недостатками, которые ему мешают. В результате получается
целый план действий для всех «заинтересованных сторон». В нем, например,
может быть указано, что шестиклассник Коля (чтобы улучшить
самоорганизацию) «ведет дневник прилежания, учителя ставят отметку за
прилежание на уроке»… Кураторы (в целях борьбы с самозабвенным враньем
по любому поводу) «устанавливают стиль общения с Колей, сокращающий, а
по возможности исключающий необходимость врать, то есть стимулируют у
Коли желание говорить правду, получать удовольствие от того факта, что
ему нет необходимости врать, чтобы прикрыть себя… Хвалить Колю за
хорошие поступки». Родителям же придется «постараться не задавать Коле
провоцирующих вопросов: «Ты все сделал?», «Тебе нужно еще что-то делать
из уроков?»… Хвалить за правдивые ответы, предлагать самому писать
список домашних заданий, постараться по-честному обсуждать объем, помочь
разбить на этапы время выполнения».
Проходят недели, месяц, и высокие договаривающиеся стороны снова
собираются, чтобы оценить свои совместные усилия по реализации плана.
Все обсуждают эффективность и динамику, а не только ребенок отчитывается
перед учителями и родителями. Ему, конечно, могут высказать
недовольство, но и он вправе ответить: «А вы меня разве каждый раз
хвалили?»
Если ребенок совсем уж не согласен быть расписанным в такой пугающе
большой и строгой таблице, тьютор показывает ему текстовую
характеристику, написанную будто бы на другого ученика. И предлагает
выбрать то, что ребенок может отнести и к себе тоже. Иногда ребенка
просят описать, каким бы он хотел быть, какими качествами (всё из того
же списка) хотел бы обладать.
Подобная работа запускается, конечно, не сразу. В нашей культуре это
не принято, даже наоборот. Говорить о себе неловко, неприятно. И
ребенку нужно какое-то время, иногда продолжительное, чтобы освоиться с
этой формой. Для этого важны конфиденциальность и ощущение того, что
обсуждение идет на паритетных основаниях.
|