Главная » Статьи » Мои статьи |
Понятие об орфографии и ее
разделы. «Современное
письмо состоит из трёх частей, построенных одна на другой: алфавита, графики и
орфографии»; в начальных классах необходимо обучать детей письму во всех
элементах, в их взаимосвязи. И методика правописания не должна отгораживаться
от букварной работы, от обучения графике, от формирования у школьников
графических умений и навыков. Выбор написания из числа вариантов, допускаемых
графикой, - это уже область орфографии, правила, которые обеспечивают
единообразие написания родственных слов, единообразие обозначения
грамматических форм, единообразие обозначения собственных имён, в отличие от
нарицательных и пр. Все написания, которые устанавливаются правилами –
указаниями и запрещениями в системе орфографии, имеют обоснование, чаще всего
связанное с морфемным составом слова, с его грамматической принадлежностью и
формой. Почему наши дети так безграмотны? Десятки лет ученые, учителя, методисты ищут ответ на этот вопрос: как повысить грамотность учеников? Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение "видеть” орфограммы. За долгие годы найдено множество важных методических решений. И вот настало время, когда накопленные идеи начинают реализовываться на страницах современных учебников и приходят в школу. Гипотеза – систематическая работа по ориентированию учащихся на обнаружение и выделение в словах орфограмм увеличивает орфографическую зоркость, что способствует формированию навыка грамотного письма
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Орфографическая зоркость и определяется учеными как «умение позиционно оценивать каждый звук в слове, различая какой из них в сильной позиции, а какой в слабой, и значит, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при одинаковом звучании» Иначе говоря, орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания; применительно к буквенным орфограммам это умение предполагает, прежде всего, способность обнаруживать при письме звуки в слабой позиции (или буквы, находящиеся на их месте). Известно, что способность замечать «опасные места при письме» на интуитивном уровне складывается у небольшого числа детей. Как же сделать процесс формирования соответствующего умения управляемым и целенаправленным? Какие условия необходимо соблюдать, чтобы добиться успеха на пути становления у младших школьников орфографической зоркости? Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо: Ø на самых ранних этапах обучения обеспечивать разграничение детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений Ø познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм Ø систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм, предлагая для этого специальные упражнения. Знакомство с признаками «опасных при письме мест» Как уже говорилось, подавляющее число орфограмм почти любого текста составляют орфограммы слабых позиций, связанные с обозначением звуков буквами, а среди них самыми частотными являются: 1. безударные гласные в разных частях слова 2. парные по глухости – звонкости согласные в определенных позициях Следовательно, именно их опознавательные признаки должны быть усвоены школьниками в первую очередь. Что это за признаки, думается, понятно из названия орфограмм.
Поскольку опознавательные признаки орфограмм непосредственно связаны со звуками, а действия по их обнаружено – с оценкой позиции звуков, становится понятным, почему ведущей целью фонетической работы является формирование у детей умение слышать звучащее слово. Ø выделять отдельные звуки и определять их характер: гласный или согласный, гласный ударный или безударный, согласный твердый или мягкий, звонкий или глухой, парный по глухости – звонкости или непарный; Ø устанавливать последовательность звуков; Ø ориентироваться в звуках- «соседях»; Ø проводить полный звуковой анализ. От того, насколько первоклассники овладеют этими умениями, в значительной мере будет зависеть успех (или неуспех) в становлении их орфографической зоркости. Методика
изучения темы Новизну, оригинальность исследовательской работы вижу в тщательной разработке направлений деятельности, в поиске занимательных форм и методов, отборе дидактического материала, форм контроля, оценки умений и навыков учащихся по орфографии, разработке последовательности упражнений для развития орфографической зоркости, в попытке создать свою систему по развитию орфографической зоркости с целью формирования навыка грамотного письма. Поиск интересных форм и методов работы. -слово учителя; Использование занимательных игр
на уроках, (элементы соревнования,
конкурсы, хоровое проговаривание слов, скандирование)…Известно, что душа и ум
ребенка трудятся тогда, когда он каждый урок наблюдает, сравнивает,
классифицирует, фантазирует, выводит закономерности. Размышляет. Поэтому
задания даю не в готовом виде, а стараюсь выводить их с детьми. Использую
элементы исследовательского метода, поисковые задачи, приемы, направленные на
понимание словообразовательных механизмов, этимологию, классификацию по
какому-то принципу, сравнение, внедряю в свою работу применение ИКТ, современные образовательные технологии (проблемное
обучение, пед. мастерскую). См. приложение 1 Орфографическая
пропедевтика Для обеспечения эффективности осуществления орфографической пропедевтики при самых разных подходах к обучению письму в период обучения грамоте выделяются следующие подходы: • реализация общих направлений пропедевтической работы (наблюдение за расхождением в произношении и написании слов; усвоение опорных слов; определение сильных и слабых позиций фонем; усвоение опознавательных признаков орфограмм; осознание простейших приемов решения орфографических задач); • упорядочение различных приемов работы (орфографическое и орфоэпическое чтение; списывание «с окошками»; подбор проверочных слов путем словоизменения и сопоставления с проговариванием; подчеркивание (выделение) орфограмм; письмо однокоренных слов и т.д.) • приведение их в единую систему • накоплению речевого опыта, по наблюдению над явлениями языка
Необходимо показать закономерности орфографии: единый способ проверки морфем с помощью родственных слов и однотипных словоформ. Дидактический материал (слова, словосочетания, предложения, текст для анализа и упражнений, интересный по содержанию, ценный в воспитательном отношении подбирается из художественной литературы можно привлекать тексты сочинений и изложений самих учащихся в целях самопроверки. Дидактический материал должен
быть насыщен орфограммами изучаемого типа, т.е. орфограмма должна содержаться в
каждом предложении или в тексте в 2-3 случаях, а в словарном упражнении в
каждом случае. Это поддерживает уровень интереса, повышает тонус работы.
Введение «конфликтных» слов (не содержат орфограммы данного типа) нарушает
однообразие, повышает внимание учащихся, воспитывает у них орфографическую зоркость.
См. приложение 2 Формы контроля и оценки умений и навыков учащихся по орфографии. Тщательное разграничение ошибок, за которые оценка не снижается. Отказ от выставления отрицательных оценок за сочинение и изложение где школьнику приходится употреблять слова, проверить которые он еще не может. Постоянная работа, направленная на предупреждение ошибок, которые дети еще не могут проверить так и в словах, которые не проверяются. Предупреждение ошибок проводится заблаговременно, путем специальной работы с помощью вопросов, путем проговаривания, орфографического комментирования, использование словарей. В целом процесс умений имеет следующие ступени: мотив, цель выбор способа действия – алгоритм – действия – повторные действия, упражнения – появление элементов автоматизма – свертывание алгоритма – автоматизм в написании слов, словосочетаний, предложений. То есть для решения орфографической задачи существует несколько этапов: увидеть орфограмму в слове; определить ее вид (проверяемая или нет; если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится), вспомнить правило, определить способ решения задачи в зависимости от типа (всегда) орфограммы; определить «шаги», ступени решения и их последовательность. Т.е. составить алгоритм решения задачи, решить задачу, т.е. выполнить последовательность по алгоритму; написать слово в соответствии с решением задачи, осуществить самопроверку. Это не эпизод в деятельности учителя, а систематическая, педагогически грамотно построенная деятельность. Необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаружить, видеть, замечать орфограммы и классифицировать их на основе опознавательных признаков. Понимание структуры орфографической зоркости, а также создание условий ее развития позволяют учителю формировать более высокий уровень развития орфографической зоркости у большинства учащихся, что оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приводит к снижению орфографических ошибок. Анализы ошибок и наблюдения сводились к тому, что формирование умений обнаруживать орфограммы должно начаться раньше. Эту преемственность с "Азбукой” выделяют авторы учебника "К тайнам нашего языка”. Ребенку, пришедшему в 1-й класс, очень трудно разобраться в написании слов и многом другом, так как он только научился писать. Но здесь хорошо то, что сразу обращается внимание на то, что написание некоторых слов расходится с их произношением. Первоклассникам уже предлагается решать некоторые орфографические задачи, не связанные с обозначением звуков буквами: ударный звук обозначить значком ударения, а безударный – точкой. Далее первоклассники узнают, есть ли "опасные” места у согласных. В соответствии с этими закономерностями удобно использовать следующую последовательность работы по теме «Формирование навыка грамотного письма: Обучение ведется по этапам:
5. Отработка умения проверять безударную гласную. Дети уже в первом классе знакомятся с орфограммой, когда явно неоднозначное произношение и написание. Возможны упражнения на выбор букв. (использование алгоритма «Как писать без ошибок?» ) | |
Просмотров: 15530 | |
Всего комментариев: 0 | |