Главная » Статьи » Учителю на заметку

ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Под термином «информационная грамотность» понимается
совокупность умений работы с информацией (сведениями). Эти
умения формируются на уроках по предметам, на факультатии
вах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предд
полагающих активные действия по поиску, обработке, органии
зации информации и по созданию своих информационных
объектов, например, при работе над проектами.
Предпологается, что в результате освоения общих навыков
работы с информацией выпускники начальной школы будут
уметь:
-оценивать потребность в дополнительной информации;
-определять возможные источники информации и способы
ее поиска;
- осуществлять поиск информации в словарях, справочнии
ках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать инфорр
мацию из наблюдений, при общении;
- анализировать полученные сведения, выделяя признаки и
их значения, определяя целое и части, применяя свертывание
информации и представление ее в наглядном виде (таблицы,
схемы, диаграммы);
- организовывать информацию тематически, упорядочивать
по алфавиту, по числовым значениям;
- наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая
и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знаа
ния, обновляя представления о причиннооследственных связях;
- создавать свои информационные объекты (сообщения,
небольшие сочинения, графические работы);
-использовать информацию для построения умозаключений;
- использовать информацию для принятия решений;
- при работе с информацией применять средства информаа
ционных и коммуникационных технологий.
Умения, относящиеся к информационной грамотности, учее
ники могут осваивать на любых уроках, факультативах, в кружж
ках при выполнении некоторых видов заданий, а именно:
- с неполными исходными данными, требующих принятия
решения о том, какие именно сведения необходимы для выы
полнения этих заданий;
- требующих поиска дополнительных сведений в учебниках
по другим предметам, справочниках, энциклопедиях и прочих
изданиях;
- в которых ученик в конкретных ситуациях должен делать
самостоятельные выводы на основе сообщаемых сведений;
- в которых ученик должен выполнять реферирование или
конспектирование какиххлибо источников информации;
- в которых ученик имеет дело с двумя или более спосоо
бами организации информации, задающими порядок относии
тельного расположения объектов (алфавитный, порядковый, тее
матический, хронологический и т. д.), причем как минимум одд
ним из этих способов он должен расположить информацию
самостоятельно;
- в которых требуется представить какиеелибо имеющиеся
или полученные сведения (данные) в двух или более видах:
текст, таблица, диаграмма, график (за исключением графиков
функций), рисунок, схема в виде графа (т. е. в виде набора тоо
чек и соединяющих их линий со стрелками или без), в том чисс
ле схемы причиннооследственных связей или иных отношений;
- в которых ученик должен представить (изложить) одни и
те же сведения двумя или более способами, ориентированныы
ми на разную аудиторию; каждый из способов может быть как
однородным (например, текст), так и комбинированным (текст,
набранный разными шрифтами, со схемами или картинками);
- предполагающих выполнение какиххлибо самостоятельных
действий с техникой для приема, передачи или обработки инн
формации: телефон, радио, телевизор, магнитофон, диктофон,
фотоаппарат, видеокамера, копировальный аппарат, компьютер.
Кроме того, умения, относящиеся к информационной граа
мотности, формируются целевым образом на уроках по предд
метам и во внеурочной деятельности.

 Представленная ниже иннформация составлена по материалам примерных программ, а также по материалам кружков и факультативов.
Оценивать потребность в дополнительной информации
Русский язык. Работа с текстом с избыточным/недостаюю
щим содержанием.
Определять возможные источники информации и способы
ее поиска. Осуществлять поиск информации в словарях, спраа
вочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете. Получать
информацию из наблюдений, при общении.
Русский язык. Соблюдение правил речевого общения в
школе, в классе, со взрослыми, с детьми. Слушание ответа одд
ноклассников, высказывание своей точки зрения, комментироваа
ние ситуации, выражение согласия или несогласия с мнением
одноклассников и учителя, способность задавать разные вопроо
сы: на уточнение информации, на понимание услышанного.
Сравнение различных способов передачи информации (рии
сунки, пиктограммы, иероглифы, буквы и т. д.).
Понимание и сравнение текстов, написанных разным
стилем.
Накопление опыта поиска информации, соответствующей
замыслу текста, в книгах, Интернете, у взрослых.
Литературное чтение. Выбор книги в библиотеке (по рее
комендованному списку), объяснение назначения каталожной
карточки, пользование каталогом.
Окружающий мир. Проведение наблюдений явлений прии
роды (на примере своей местности). Наблюдение простейших
опытов по изучению свойств воздуха. Наблюдение погоды и
описание ее состояния. Измерение температуры воздуха, воды
с помощью термометра. Наблюдение простейших опытов по
изучению свойств воды. Наблюдение простейших опытов по
изучению свойств полезных ископаемых. Измерение температуу
ры тела человека. Измерение веса и роста человека.
Экскурсия в краеведческий музей (ознакомление с прироо
дой родного края). Экскурсия по школе (учимся находить класс,
свое место в классе и т. п.). Экскурсия по своему району или
городу (путь домой). Экскурсия по своему району или городу
(безопасное поведение на улице). Экскурсии в краеведческий
музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного
края (при наличии условий), к местам исторических событий и
памятникам истории и культуры родного региона. Экскурсии на
одно из предприятий родного края с целью ознакомления с
трудом людей.
Беседы с родителями, со старшими родственниками, местт
ными жителями о семье, домашнем хозяйстве, профессиях члее
нов семьи, занятиях людей в родном городе (селе). Сбор маа
териала на основании бесед с родными о праздничных днях
России и родного города. Беседы учеников с родными о покоо
лениях в семье, родословной семьи. Беседы со старшими члее
нами семьи, земляками о прошлом родного края, об известных
людях, обычаях, праздниках народов, населяющих край. Бесее
да — актуализация сведений, полученных учеником из источнии
ков массовой информации о родной стране.
Значение средств массовой информации в нашей жизни:
радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источч
ники информации: словари, энциклопедии, справочники (в том
числе на электронных носителях) и правила работы с ними.
Извлечение (по заданию учителя) необходимой информаа
ции из учебника и дополнительных источников знаний (словаа
рей, энциклопедий, справочников) и обсуждение полученных
сведений. Работа с иллюстративным материалом.
Окружающий мир. Внеурочная проектная деятельность.
Поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в том
числе из школьной библиотеки, на видеокассетах, в электронн
ных энциклопедиях, из рассказов взрослых, на экскурсиях (в
природу, музеи, на предприятия), в Интернете.
233
Технология. Внеурочная деятельность. Применение разз
ных способов компьютерного поиска информации: просмотр
подобранной по теме информации, поиск файлов с помощью
файловых менеджеров, использование средств поиска в электт
ронных изданиях, специальных поисковых систем. Уточнение
запросов на поиск информации. Сохранение результатов поисс
ка. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.
Анализировать полученные сведения, выделяя признаки и
их значения, определяя целое и части, применяя свертывание
информации и представление ее в наглядном виде (таблицы,
схемы, диаграммы)
Литературное чтение. Составлять план текста: делить текст
на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слоо
ва, определять главную мысль произведения (сначала с поо
мощью учителя, затем самостоятельно).
Математика. Описание явлений и событий с использовании
ем величин.
Сбор, обобщение и представление данных в табличном вии
де и с помощью диаграмм. Самостоятельный выбор подходяя
щего вида диаграмм для отображения имеющейся инфорр
мации.
Математика. Внеурочная деятельность. Факультатив.
Атрибутирование. Выделение признаков предметов, узнавание
предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более
предметов и выявление разных значений признаков. Разбиение
предметов на группы по заданным признакам. Определение общих признаков предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значений признаков у разных предметов из
этого класса. Заполнение таблицы признаков для предметов из
одного класса (в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков для одного из нескольких
предметов). Определение признаков, значения которых изменяяются при выполнении указываемых действий.
Математика. Внеурочная деятельность. Факультатив.
Выявление состава и структуры. Определение составных частей
предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т. д. Построение одного и двухуровневой схемы состава.
Описание местонахождения предмета с помощью перечисления
объектов, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым
адресом). Определение действий, относящихся как к предмету
в целом, так и к его составным частям.
Окружающий мир. Различение предметов и выделение их
признаков. Сравнение и различение разных групп живых организмов по признакам. Группировка по названиям известных диикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности).
Организовывать информацию тематически, упорядочивать
по алфавиту, по числовым значениям
Русский язык. Групповая работа с толковым словарем, поиск в словаре нужного слова. Составление собственных толковых словариков, куда вносятся слова, значения которых ранеебыли неизвестны.
Коллективное составление словаря устаревших слов по материалам работы со сказками.
Группировка слов по тематическому признаку (слова, называющие транспорт, одежду, посуду, мебель, домашних и диких
животных и т. д.).
Составление в алфавитном порядке списков (учеников,
слов, названий книг, их авторов). Применение знания алфавита при пользовании каталогами, справочниками, словарями.
Математика. Составление числовых последовательностей,
группировка чисел по заданному или самостоятельно установленному правилу. Сравнение и упорядочение величин по разным признакам: массе, вместимости, времени, стоимости.
Наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая
и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинноследственных связях
Математика. Внеурочная деятельность. Факультатив.
Классификация. Выделение групп однородных предметов среди
приведенных и формулирование названий этих групп. Соотнесение общих названий и отдельных предметов. Формулирование разных общих названий отдельного предмета. Построение
одного и двухуровневых схем родовидовых отношений. Поиск
общего в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов).
Окружающий мир. Сравнение и различение природных
объектов и изделий (искусственных предметов). Сравнение и
различение объектов живой и неживой природы. Сравнение
погоды и климата. Сравнение хвойных и цветковых растений.
Сравнение насекомых, рыб, птиц, зверей. Сравнение способов
питания, размножения, обмена информацией животных. Сравнение и различение диких и домашних животных.
Установление связи между сменой дня и ночи, времен года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.
Создавать свои информационные объекты (сообщения, нее
большие сочинения, графические работы)
Литературное чтение. Создавать (устно) текст (небольшой
рассказ, отзыв, рассуждение) с учетом особенностей слушателей.
Определять тему своего будущего письменного высказывания, предъявлять проект замысла, определять тип высказывания
(тексттповествование, тексттрассуждение, тексттописание), отбирать целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. Создавать письменный текст (рассказ,
отзыв, аннотацию, сообщение).
Русский язык. Тренироваться в выборе языковых средств,
соответствующих цели и условиям общения. Накапливать опыт
уместного использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога.
Оценивать себя и товарищей в отношении правильности
выбора языковых и неязыковых средств устного общения на
уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста.
Соотносить текст и заголовок.
Писать письма, поздравительные открытки.
Составлять рассказ по теме или по сюжетным картинкам
индивидуально, в паре или в группе.
Писать отзыв на увиденное, услышанное или прочитанное
с интерпретацией и обобщением полученной информации или
полученного впечатления.
Писать сочинения на заданную или самостоятельно выбранную тему с опорой и без опоры на данный план.
Создавать и оформлять «Сборник творческих работ»
(собственных, группы, класса). Возможно ведение «Дневника
впечатлений», издание классной газеты и пр.
Русский язык. Внеурочная деятельность. Факультатив.
Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи.
Правила для говорящих (для собеседников). Основной тон,
смысловое ударение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной речи. Способы подготовки к устному высказыванию (в разных ситуациях общения).
Окружающий мир. Изготовление (по возможности) наглядных пособий из бумаги, пластилина и других материалов —
одежда, макеты памятников архитектуры и др.
Подготовка небольших рассказов по иллюстрациям учебника, описание (реконструкция) важнейших изученных событий
из истории Отечества.
Изобразительное искусство. Создание графических изображений на компьютере. Выполнение основных операций при
рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур, заливка цветом.
Технология. Создание текстов и печатных публикаций на
компьютере. Освоение правил компьютерного письма. Выполнение основных операций при создании текстов. Оформление
текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов.
Организация текста. Оформление заголовков, подзаголовков,
основного текста. Выравнивание абзацев. Включение иллюстраций, простых схем, таблиц в публикации.
Технология. Внеурочная деятельность. Создание мультфильмов и живых картинок на компьютере. Выполнение основных операций при создании анимации. Прохождение этапов
создания мультфильма.
Создание текстов и печатных публикаций на компьютере.
Освоение правил компьютерного письма. Выполнение основных
операций при создании текстов. Оформление текста. Выбор
шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация
текста. Оформление заголовков, подзаголовков, основного текста. Выравнивание абзацев. Включение иллюстраций, схем, таблиц в публикации.
Создание электронных публикаций. Применение гиперссылок в публикациях. Использование звука, видео и анимации в
электронных публикациях. Подготовка презентаций.
Использовать информацию для построения умозаключений
Литературное чтение. Внеурочная деятельность. Факультатив. Рассуждение, его смысловые части. Рассуждениее
объяснение. Рассуждение доказательство. Примеры в рассуждении. Ссылка на правило, закон. Несколько доказательств
(аргументов в рассуждении). Цитата в рассуждении. Факты
(научные, житейские, конкретные, обобщенные) в рассуждении.
Вступление и заключение в рассуждении.
Математика. Внеурочная деятельность. Факультатив.
Высказывания. Логическая операция. Логический вывод. Построение сложных высказываний путем применения логических
операций к более простым. Запись выводов в виде правил «если — то». Составление коротких цепочек правил «если — то» по заданной ситуации.
При работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий
Русский язык. Приобретение опыта клавиатурного письма
при использовании ПК и мобильного телефона (smssсообб
щения).
Технология. Выполнение правил поведения в компьютерном
классе. Знакомство с основными устройствами компьютера,
компьютерными программами, рабочим столом. Работа с компьь
ютерной мышью и клавиатурой. Включение и выключение компьь
ютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.
Выполнение операций с файлами и папками (каталогами).
Создание рисунков на компьютере.
Создание текстов и печатных публикаций на компьютере.
Технология. Внеурочная деятельность. Создание рисунн
ков на компьютере. Создание мультфильмов и живых картинок
на компьютере. Создание текстов и печатных публикаций на
компьютере.
Создание электронных публикаций. Применение гиперссыы
лок в публикациях. Использование звука, видео и анимации в
электронных публикациях. Подготовка презентаций.
Категория: Учителю на заметку | Добавил: NikitinaNB (06.01.2011)
Просмотров: 5169 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]