20:16 АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК |
АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК Агрессия, к сожалению, окружает нас и наших детей.
Агрессивность в поведении человека м.б. защитной, часто «агрессивными» называют
детей, «неудобных», у которых проблемы в общении со сверстниками и со взрослыми.
Почему ребенок становится агрессивным, всегда ли причинами такого поведения
являются внешние факторы, что в таком случае делать родителям, как помочь?
Признаки
агрессивности: –
ребенок вспыльчив, непокорен, непредсказуем, по характер,
самоуверен, недостаточно внимателен к чувствам окружающих, дерзок, проявляет
негативизм.
Причины агрессивного поведения: · Нарушения эмоционально-волевой
сферы: – неумение
ребенка управлять своим поведением; –
недостаточное усвоение ребенком общественных норм поведения, общения. · Неблагополучная семейная
обстановка: –
отчуждение, постоянные ссоры, стрессы; – нет
единства требований к ребенку; – ребенку
предъявляются слишком суровые или слабые требования; – физические
(особенно жестокие) наказания; –
асоциальное поведение родителей; – плохие
жилищно-бытовые условия, материальные затруднения; · Трудности обучения. · Психологический климат в
дошкольном учреждении. Советы
родителям · Упорядочьте систему требований,
следите за своими поступками, показывая ребенку личный (положительный) пример. · Поддерживайте дисциплину,
выполняйте установленные правила. · Собственным примером приучайте
ребенка к самоконтролю. · Давайте ребенку понять, что вы его
любите таким, какой он есть. · Направьте его энергию в
положительное русло (например, спорт, где ребенок может научиться
контролировать эмоции, управлять своим поведением (восточные единоборства,
бокс, ушу), рисование, пение). · Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его
возможности, а не свои желания. · Игнорируйте легкие проявления
агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих. · Включайте ребенка в совместную
деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле. · На проявление агрессии
устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной
реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением». · Научите ребенка жалеть. Он должен
понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким
людям. · Никогда не заставляйте ребенка
забывать, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты
хороший, добрый!». · Практикуйте эмоциональное поощрение
за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти
«естественную возрастную агрессивность» и научится быть гуманным и добрым. · В том случае, если у ребенка
имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая
возможность в игре. Можно предложить ему следующие игры: подраться с подушкой;
рвать бумагу; используя «стаканчик для криков», высказать свои отрицательные
эмоции; поколотить стул надувным молотком; громко спеть любимую песню; налить в
ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом;
пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору; покидать мяч об
стену; устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет»,
«Кто быстрее пробежит». · Если это возможно, сдерживайте
агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановите
занесенную для удара руку, окрикните ребенка. ·Учите ребенка выражать свои
негативные эмоции в социально приемлемой форме. На первом этапе предложите
ребенку переносить свой гнев с живого объекта на неживой (Например: «Если ты
хочешь ударить, бей лучше не меня, а стул»), а затем научите ребенка выражать
свои чувства, переживания в словесной форме. Помните, что
бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением. Можно выделить несколько шагов по преодолению агрессивного поведения у
ребенка. 1 ш а
г –
стимуляция гуманных чувств: –
стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки,
переживание чувства неловкости, вины за агрессивное поведение; – учите его
не сваливать свою вину на других; – развивайте
у ребенка чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослым и живому
миру. Например: · « Миша, неужели тебе не жалко
других детей?» · « Если ты других жалеть не будешь,
то и тебя никто не пожалеет». · Спросите у ребенка, почему плачет обиженный
ребенок. · Предложите помириться с обиженным
ребенком («Мирись, мирись и больше не дерись…») 2 ш а
г –
ориентация на эмоциональное состояние другого. Стремитесь
обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного
отношения к случившемуся. Например: · «Ты сейчас чувствуешь себя
победителем?», «Кому сейчас плохо, как ты думаешь?» · Если агрессивный ребенок стал
свидетелем того, как обидели Лену, то взрослый предлагает ему: «Давай пожалеем
Лену!» · «Как ты думаешь, сейчас только тебе
плохо или еще кому-то?», «Тебе сейчас грустно?», «Ты злишься?», «Ты чувствуешь
усталость и ни с кем не хочешь разговаривать?». 3 ш а г – осознание агрессивного и
неуверенного поведения или состояния: – помогите
агрессивному ребёнку адекватно оценивать эмоциональное состояние
ребёнка-жертвы, а не только собственное; –
постарайтесь понять характер агрессивности – защитный или более похожий на
жестокость без сочувствия к обиженным; –
стимулируйте осознание особенностей вспыльчивого и неуверенного поведения
детьми; – стремитесь
поставить агрессивного ребёнка на место ребёнка-жертвы; – чаще
разговаривайте с агрессивным ребёнком о палитре его собственных эмоциональных
состояний; – чаще
спрашивайте у него о вариантах выхода из конфликтной ситуации; –
объясняйте, какими другими неагрессивными способами он может самоутвердиться; –
расскажите, что такое вспышка гнева и что означает «контролировать» собственную
агрессию, и зачем это необходимо делать. –
спрашивайте у ребенка, в каких случаях он чаще всего становится сердитым,
теряет над собой контроль; – объясните
ребенку, зачем необходимо и что означает «контролировать» собственную агрессию. Например: · Ты стукнул Веру потому, что …, а
ещё почему? · Взрослый говорит: «Сейчас возьму
листок и злое лицо изображу. Это волк! Дима, возьми резинку и злое лицо у волка
(или незлое) изобрази! Как ты думаешь, почему у волка злое лицо?» · Эти вопросы можно адресовать и
ребёнку-жертве притеснения. «Как ты думаешь, почему Игорь тебя обидел? А ещё
почему?» Стратегии
коррекции агрессивного поведения детей
Стратегия на отреагирование агрессивного поведения: – помогите
ребёнку выражать негативные эмоциональные состояния не гневом и враждебностью,
а другими эмоциями и поведением; – учите
выплёскивать гнев в приемлемой форме; – учите
агрессивного ребёнка говорить словами о том, что ему нравится или не нравится; – учите
ребёнка выражать агрессию словами, а не физической агрессией; – стремитесь
использовать чувство юмора, объяснять ребёнку, склонному к агрессии, следующее:
«Если кто-то на тебя лает, то не надо лаять (реагировать) в ответ».
Стратегия на переключение состояния: –
стимулируйте положительные эмоции у ребёнка с целью переключения с агрессивного
состояния на иное. Используйте новизну, необычность, неожиданность игривого и
неигрового поведения и действий с предметами, чтобы переключить ребёнка на
неагрессивное поведение.
Стратегия на предупреждение агрессивных состояний: – у ребёнка:
не навешивайте ярлыки на агрессивного ребёнка: злой, забияка, драчун, вредина и
более обидные; – у
взрослого: помните, что у вас есть много способов изменения поведения. Игры
для агрессивных детей Воробьиные
драки (снятие
физической агрессии). Дети
выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени
руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей
упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры (лечат «крылышки» и
лапки у доктора Айболита). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу
взрослого. Минута
шалости
(психологическая разгрузка). Ведущий по
сигналу (удар в бубен и т. п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что
ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т. п. Повторный сигнал ведущего
через 1–3 минуты объявляет конец шалостям. Добрые –
злые кошки (снятие
общей агрессии). Детям
предлагается образовать большой круг, в центре которого лежит обруч. Это
«волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок заходит
внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук
свистка) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из
«волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором
повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – и ребенок
изображающий кошку, делает все более «злые» движения. По повторному сигналу
ведущего «превращения» заканчиваются, после чего в обруч входит другой ребенок
и игра повторяется. Когда все дети побывали в «волшебном круге», обруч
убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу
взрослого. (Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать сам
ведущий.) Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно
нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных
действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки»
останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий
предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети
превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу. Каратист (снятие физической агрессии). Дети
образуют круг, в центре которого лежит обруч – «волшебный круг». В «волшебном
круге» происходит «превращение» ребенка в каратиста (движения ногами). Дети,
стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим хором произносят: «Сильнее, сильнее,
сильнее…», – помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально
интенсивными действиями. Боксер (снятие физической агрессии). Это вариант
игры «Каратист», и проводится он аналогично, но действия в обруче можно
производить только руками. Поощряются быстрые, сильные движения. Упрямый
(капризный) ребенок
(преодоление упрямства, негативизма). Дети,
входящие в круг (обруч), по очереди показывают капризного ребенка. Все помогают
словами: «Сильнее, сильнее, сильнее…». Затем дети разбиваются на пары «родитель
и ребенок»: ребенок капризничает, родитель уговаривает его успокоится. Каждый
играющий должен побывать в роли капризного ребенка и уговаривающего родителя. Клоуны
ругаются (снятие
вербальной агрессии). Ведущий говорит: «Клоуны показывали детям представление, веселили их, а потом стали учить детей ругаться. Сердито ругаться друг на друга овощами и фруктами». Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» всех детей. Взрослый руководит игрой, сигналом объявляет начало и конец игры, останавливае |
|
Всего комментариев: 0 | |