Что такое мышление? Что такое логическое мышление? Мышление — это процесс решения задач, направленный на получение новых знаний. Там, где нет необходимости найти ответ, понять что-либо в результате мыслительной и практической деятельности, там нет и мышления. Условно выделяют три основных вида мышления, которые тесно связаны между собой:
Наглядно-действенное (предметно-действенное) мышление — процесс решения задач, в котором преобладают практические действия с реальными материальными предметами.
Наглядно-образное мышление — процесс решения задач, в котором преобладают действия с образами.
Абстрактно-логическое мышление — процесс решения задач, который осуществляется на основе готовых знаний, выраженных в понятиях, суждениях и умозаключениях.
Государственным образовательным стандартом второго поколения в системе обобщенных личностно-ориентированных целей образования заявлено формирование универсальных учебных действий, как основы умения учиться. В сфере познавательных универсальных учебных действий предполагается, что "выпускники научатся воспринимать и анализировать информацию, использовать знаково-символические средства, овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач".
Другими словами, познавательные учебные действия — это все три вида мышления.
Остановимся подробнее на абстрактно-логическом мышлении, так как именно его развитие является как наиболее важной, так и наиболее трудной задачей современного учителя.
Сначала определимся с понятиями:
Логическое мышление — осуществляется на основе готовых знаний, выраженных в понятиях, суждениях и умозаключениях
Логичное мышление — основано на умениях анализировать и отделять существенное от несущественного, сравнивать и обобщать, убедительно доказывать и отстаивать свою точку зрения.
Логичное мышление = Логическое мышление + соблюдение законов логики
К сожалению, изучение логики, как отдельного предмета, не предусмотрено в программах общего образования. Предполагается, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. А в результате — трудности с соблюдением законов логики, а то и полное их незнание — довольно широко распространенное явление не только среди учеников, но и среди взрослых.
Перечислим характерные проблемные мыслительные ситуации, с которыми связана основная масса затруднений в учебе и разделы логики, изучение которых не только помогает преодолеть эти затруднения, но и способствует развитию системного логического мышления
Проблемные мыслительные ситуации |
Раздел логики, изучение которого разрешает данную проблему |
1. Затруднения в определении главного, основного, существенного в изучаемом материале |
Понятие. Классы понятий (общие и единичные, абстрактные и конкретные, абсолютные и относительные, положительные и отрицательные); Признаки понятий (род, видовое отличие, вид, собственные и несобственные признаки); Содержание и объем понятий (ограничение и обобщение). |
2. Затруднение в определении основания для сравнения |
Логические категории (вещи, свойства, отношения); Отношения между понятиями (подчиненные, соподчиненные, равнозначные, противоположные, противоречащие, скрещивающиеся) |
3. Затруднение в определении понятий |
Определение понятий и приемы, его заменяющие (указание, описание, характеристика, сравнение, различение); Правила определения (типичные ошибки). |
4. Затруднение в работе с классификацией |
Деление понятий (основание деления, правила деления); Классификация. |
5. Затруднение в определении причин и следствий | Суждения (виды суждений: общеутвердительные, частноутвердительные, общеотрицательные, частноотрицательные). |
6. Недостаточная доказательность рассуждений | Умозаключения (непосредственные, индуктивные и дедуктивные умозаключения, логический квадрат, силлогизмы). |