21:39 Чему научат в школе |
Какую программу выбрать? Выбор начальной школы не менее ответственная задача, чем выбор вуза. В обучении, как и в любом деле, хорошее начало играет важную роль, и ответственность здесь полностью лежит на родителях. Но как сделать правильный выбор? Для начала отметём всё ненужное. Для младшего школьника вопрос: «Гимназия или общеобразовательная школа?» актуален только с одной стороны — насколько хорошо оснащена школа учебными материалами, инвентарём. Учебные программы школ начинают существенно отличаться только со средних классов. Что же тогда важно? Попробуем ответить на этот вопрос, рассмотрев существующие системы обучения в начальной школе. Существуют две системы подготовки детей в начальной школе: традиционная и развивающая. Внутри каждой есть своя классификация. К традиционной относятся программы: «Начальная школа 21 века», «Школа 2100», «Школа России», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива». К развивающим системам отнесём 2 программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова. Наиболее распространены такие комплекты как «Школа России», «Школа 2100», «Гармония», «Начальная школа ХХ1» века и система Л.В. Занкова. Сразу предостережём беспокойных родителей: не стоит «покупаться» на красивое название «развивающая» и отрицать «традиционную» систему. Это всего лишь названия. Многие традиционные системы (например, «Гармония», «Начальная школа ХХ1 века» и «Школа 2100») были в последние годы переработаны так, что в них реализованы идеи развивающего обучения. В одной школе в разных классах могут применяться разные системы. Вне зависимости от системы ученик имеет возможность получить одни и те же знания, предполагаемые государственным стандартом. Задания повышенной трудности, которые ассоциируются только с развивающими системами, есть во всех комплектах, но не являются обязательными для усвоения. Школа России — это тот комплект, по которому мы все учились. И хотя с 2000 года там произошли серьёзные изменения в плане содержания, цели обучения остались прежними. Комплект «Гармония» под редакцией Н.Б. Истоминой. Название обусловлено тем, что в этом комплекте всё очень гармонично. Выделены единые цели, задачи для всех учебных предметов, определены приоритетные методы обучения и формы организации учебной деятельности. Эта система соотносится с основными идеями развивающего обучения и в частности с системой Занкова, в которой Наталья Борисовна Истомина сама очень долго работала. Начальная школа ХХI века под редакцией Н.Ф. Виноградовой. В этом комплекте очень серьёзно рассматривается проблема формирования учебной деятельности младшего школьника, и это единственный комплект, где есть параллельная программа «Учебная деятельность». Эта система также реализует основные идеи системы развивающего обучения. Школа 2100 под редакцией А.А. Леонтьева. Этот комплект — самый распространённый в городе и области. Учителя начинали работать с этой программой по отдельному предмету «Литературное чтение» примерно 12 лет назад. С каждым годом по этой образовательной программе работает всё больше учителей. В ней хорошо решена проблема преемственности дошкольного образования младших и средних классов. Все учебники до 7 класса получили гриф Министерства образования. Система Занкова делает ставку на самостоятельность учащегося, его творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема здесь обратная традиционной. Сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. Например, школьников уже на первом году обучения знакомят с понятием «Части речи», причём прийти пониманию этих понятий они должны самостоятельно. Постижение понятий должно происходить в понимании системных взаимосвязей. Система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова стремится развить в ребёнке умение необычно и глубоко мыслить. Самое яркое её отличие — научная проработка проблемы безотметочного обучения. Вместо этого учителя сообщают родителям об успеваемости школьника в виде рекомендаций и собирают папки с работами каждого ученика. Они и служат показателем успеваемости. Основной принцип этой системы — научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать школьные истины. Кроме того, идеи даются в их происхождении. |
|
Всего комментариев: 0 | |