Влияние родительских установок на развитие личности ребенка
Влияние родительских установок на развитие личности
ребенка
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит
из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое —
сознание и подсознание.
В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное
отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и
психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в
эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки.
Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие
принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем
раньше они усвоены, тем их действие сильнее. Раз, возникнув, установка
не исчезает и в благоприятный для нее момент жизни ребенка воздействует
на его поведение и чувства. Оружием против негативной установки может
стать только контрустановка, причем постоянно подкрепляемая
положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например,
контрустановка «Ты все можешь!» победит установку «Неумеха, ничего у
тебя не получается!», но только в том случае, если ребенок действительно
будет получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности
(учение, рисование, лепка, пение и т. д.).
Несомненно, большая часть родительских установок положительна и
способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они
помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные
инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и
выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и
передаваемых из поколения в поколение положительных установок,
охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с
мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость —
глупость, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.
Внимательно рассмотрите таблицу часто встречающихся негативных
родительских установок, обратите внимание на те последствия, которые они
могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать
контрустановки.
Проанализируйте, какие директивы, оценки, и установки вы даете своим
детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь
трансформировать их в позитивные, развивающие в ребенке веру в себя,
богатство и яркость эмоционального мира.
НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
|
ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
|
Сказав так:
|
Подумайте о последствиях
|
И вовремя исправьтесь
|
"Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить..."
|
Замкнутость, отчужденность, безынициативность, подчиняемость, угодливость, приверженность стереотипному поведению.
|
"Будь собой, у каждого в жизни есть друзья!"
|
"Горе ты мое!"
|
Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.
|
"Счастье мое, радость моя!"
|
"Плакса-вакса, нытик!"
|
Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность,
тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем,
повышенное эмоциональное напряжение, страхи.
|
"Поплачь, будет легче..."
|
"Вот дурашка, все готов раздать..."
|
Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.
|
"Молодец, что делишься с другими!"
|
"Не твоего ума дело!..."
|
Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями.
|
"А ты как думаешь?..."
|
"Ты совсем, как твой папа (мама)..."
|
Трудности в общении с родителями, идентификация с
родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение
поведения родителя.
|
"Папа у нас замечательный человек!"
"Мама у нас умница!"
|
"Ничего не умеешь делать, неумейка!"
|
Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи,
задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к
достижению.
|
"Попробуй еще, у тебя обязательно получится!"
|
"Не кричи так, оглохнешь!"
|
Скрытая агрессия, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.
|
"Скажи мне на ушко, давай пошепчемся!..."
|
"Противная девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке).
"Негодник, все мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике).
|
Нарушения в психоэмоциональном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.
|
"Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого".
|
"Неряха, грязнуля!"
|
Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.
|
"Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!"
|
"Ты плохой, обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребенку!..."
|
Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества,
нарушения сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от
родителей.
|
"Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!"
|
"Жизнь очень трудна: вырастешь - узнаешь!.."
|
Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе,
неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям,
подозрительность, пессимизм.
|
"Жизнь интересна и прекрасна! Все будет хорошо!"
|
"Уйди с глаз моих, встань в угол!"
|
Нарушение взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.
|
"Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе!"
|
"Все вокруг обманщики, надейся только на себя!"
|
Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверхконтроля, ощущение одиночества и тревоги.
|
"На свете много добрых людей, готовых тебе помочь..."
|
"Ах ты, гадкий утенок! И в кого ты такой некрасивый!"
|
Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в
общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая
самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.
|
"Как ты мне нравишься!"
|
"Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!"
|
Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность,
боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от
чужого мнения, тревожность.
|
"Смелее, ты все можешь сам!"
|
"Всегда ты не вовремя, подожди..."
|
Отчужденность, скрытность, излишняя самостоятельность,
ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя, повышенное
психоэмоциональное напряжение.
|
"Давай я тебе помогу!"
|
"Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!"
|
Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие
поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками,
ощущение вседозволенности.
|
"Держи себя в руках, уважай людей!"
|
Естественно, список установок может быть намного больше. Составьте
свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное
занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может
"всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное
благополучие ребенка, его поведение, а нередко и на его жизненный
сценарий.
Как часто вы говорите детям?…
· Я сейчас занят(а)…
· Посмотри, что ты натворил!
· Это надо делать не так…
· Неправильно!
· Когда же ты научишься?
· Сколько раз я тебе говорила!…
· Ты сведешь меня с ума!
· Вечно ты во все лезешь!
· Уйди от меня!
· Встань в угол!
Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании
ребенка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок
отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.
|
А эти слова ласкают душу ребенка:
· Ты самый любимый!
· Ты очень многое можешь!
· Спасибо!
· Что бы мы без тебя делали?!
· Иди ко мне!
· Садись с нами!..
· Я помогу тебе...
· Я радуюсь твоим успехам!
· Что бы ни случилось, твой дом — твоя крепость.
· Расскажи мне, что с тобой...
|
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым
и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребенку вовсе
не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить.
Сам ребенок — не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на
асфальте, которая боится, что на нее наступят. Дети от природы
наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые
помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в
процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от
их умения чувствовать и догадываться.
Так догадывайтесь!
|